С театром неразлучна

23 Shakun

Актёрские судьбы складываются очень по-разному: для одних профессия становится бременем и с возрастом - непосильным; для других - это любовь на всю жизнь, которая лишь придаёт сил. Ассистент режиссера Театра музыки, драмы и комедии Лариса Шакун, раз связав свою жизнь со сценой, отказаться от её магии уже не смогла.

Театр начинается с... кино

В общем, конечно, ничего удивительного нет: Лариса Евгеньевна выросла в артистической семье: по мужской линии здесь были в основном дирижеры, по женской - балерины. Поэтому совершенно естественным был ее выбор в пользу театрального вуза. Для этого, правда, пришлось покинуть родной Донецк и переехать в Киев. Но артисты по сути своей народ кочевой, в будущем Ларисе Шакун довелось много поездить по стране, хотя, наверное, этот первый шаг стал по-настоящему определяющим для будущей карьеры.

Во-первых, учась в Институте театра и кино им. И.К. Карпенко-Карого, она встретила замечательного педагога Николая Рушковского. Будучи наследником традиций школы-студии МХАТ, он щедро передавал их своим ученикам, среди которых впоследствии было немало известных актеров. Об этом Лариса Евгеньевна помнит по сей день и, наставляя театральную молодежь, учит их тому, что в игре актера не бывает случайностей, каждый шаг на сцене должен быть оправдан - характером ли персонажа, развитием ли сюжета пьесы.

23 Shakun 1

 Кадры со съёмочной площадки фильма «Трембита»

Второе, что подарили годы учебы в Киеве, - опыт участия в киносъемках. Знаменитый на всю страну мюзикл 1968 года «Трембита» собрал целую плеяду великих артистов. Каково это было молоденькой студентке, приглашенной на роль Марийки - подруги главной героини Василины, - оказаться в окружении таких мастеров, как Евгений Весник, Ольга Аросева, Николай Трофимов, Иван Переверзев, Савелий Крамаров! Последний, по словам Ларисы Евгеньевны, приезжал на съемки урывками, выкраивая, видимо, время для работы над «Трембитой» в своем довольно напряженном графике. А вот у остальных старших коллег по цеху она смогла многому научиться. Их серьезное отношение к участию даже в легком музыкальном фильме, дотошные расспросы режиссера о характере героев, причинах их поступков - это была большая школа.

Впоследствии кино еще несколько раз манило нашу героиню своими чудесами: она, например, принимала участие в съемках популярного киножурнала «Фитиль», но судьба распорядилась так, что главным делом жизни стал все же театр.

13 лет, которые потрясли

Донецк, Мариуполь, Севастополь, Пятигорск - где только не довелось поработать! Муж Ларисы Евгеньевны Петр Шакун - режиссер, неоднократно приглашавшийся для постановок в другие театры, и нашей героине случилось побывать во многих краях, вплоть до сурового Магадана. В ее послужном списке оказались самые разнообразные персонажи: Гапуся из «Свадьбы в Малиновке», Кабато в «Проделках Ханумы», Комелькова из спектакля «А зори здесь тихие», мадам Каролина в классической оперетте «Принцесса цирка», Мурышкина в «Левше» и т.д. А потом дирижер Роальд Гура, только что с успехом поставивший очередную оперетту в Новоуральске, посоветовал супругам попытать счастья на странном «островке коммунизма» - в закрытом городке атомщиков, где, оказывается, есть настоящий музыкальный театр.

По словам Ларисы Евгеньевны, наш город поразил ее своим благополучием на фоне все более нищавшей в 80-х страны. А еще здесь была публика, искренне любившая высокое искусство во всех его проявлениях. На премьерах в зале театра яблоку было негде упасть, артистов знали в лицо, а арии порой распевали даже в буфете.

Петр Шакун подарил театралам великолепное десятилетие. Каких только спектаклей он не ставил - от классики Кальмана до современных пьес. Но его стиль оставался неизменным: впоследствии с легкой руки какого-то критика его назвали «интеллигентный театр» - очень верное определение.

Лариса Евгеньевна быстро вписалась в дружную актерскую семью. Тогда был как раз настоящий расцвет труппы: солисты Тамара Акулич, Леонид Житков, Валерий Горелов, Вячеслав Сердюков, Владимир Пухарев - на сцене они творили истинное волшебство. Характерная актриса с хорошими хореографическими данными оказалась здесь весьма востребованой, и вскоре Шакун уже вовсю репетировала новые роли. Ей довелось поработать с самыми лучшими режиссерами, когда-либо ставившими музыкальные спектакли, Владимиром Курочкиным и Анатолием Кордунером. Наш театр с успехом гастролировал не только по стране, но и за рубежом. И везде его ждал исключительный успех.

Мама для артистов

Но время артиста на сцене все же ограничено. Однажды Ларисе Евгеньевне пришлось задуматься о том, что свой богатый опыт она может использовать в театре несколько иначе.

В театре главный - режиссер. Он волею своей творит удивительный мир, в котором живут актеры и зрители. Но вот премьера прошла, отгремели аплодисменты. Творец устремляется к новым творческим горизонтам или вообще покидает театр, чтобы где-то еще удивлять заскучавшую в его отсутствие публику. Но поставленный им спектакль, как ребенок, нуждается в постоянной опеке: артисты не должны терять форму, заложенный изначально смысл не может исчезнуть, как и эмоции, которые вкладывал в свое творение постановщик. И тогда за дело берется ассистент режиссера - следит, чтобы блестящий спектакль со временем не утратил своего очарования, а если нужно заменить ушедшего артиста, то процесс ввода на роль должен проходить без ущерба для режиссерского замысла. Эту работу и приняла на свои плечи Лариса Евгеньевна Шакун.

Конечно, были на ее пути и сложности, но разве идут они в сравнение с радостью от работы над большими проектами вроде спектакля «Ночь перед Рождеством» режиссера Бориса Лагоды! А сколько энтузиазма придают молодые постановщики, что в последние годы облюбовали наш театр для воплощения своих творческих идей - спектакли «Труффальдино», «Последний секрет Шахерезады» наверняка останутся надолго в репертуаре театра.

Каждый режиссер, который приезжал за эти годы в наш театр, знает, что на Ларису Шакун он может положиться в любой ситуации. Она всегда на своем посту, следит за творческим процессом и готова подставить плечо. Каждый артист уверен в ней, потому что кто еще, как не твой же коллега, посвятивший свою жизнь сцене, досконально знает все нюансы профессии. Молодежь, которую она пестует, успехам которой радуется и переживает неудачи, знает - с любой проблемой нужно идти к Шакун, она непременно выслушает и поддержит (ее так и называют порой - «мамой для артистов»!). Кстати, сын Ларисы Евгеньевны - Андрей Шакун, аспирант и педагог Российской академии театрального искусства - продолжает традиции своей актерской семьи. Сегодня он и сам является режиссером и продюсером ряда театральных проектов, автором нескольких документальных фильмов. Так что традиции этой театральной семьи, насчитывающей уже несколько поколений, не увядают.

Жизнь любого артиста - череда испытаний. Это очень странная судьба и ненадежный выбор. Сегодня ты в фаворе, а завтра о тебе вспомнят лишь самые преданные поклонники. Но если за твоими плечами опыт старших поколений и большой собственный путь, если есть осознание того, что когда-то в молодости ты выбрал сцену не просто так, а по велению души, то, скорее всего, вариант остается один - просто идти вперед. И раз этот путь приносит радость тебе и окружающим, то он, скорее всего, и есть главное в твоей жизни - то, что называется призванием. Кажется, именно такой выбор и сделала Лариса Шакун.

Евгений СЕРЕБРЯКОВ

Фото автора и из архива театра

 

МНЕНИЯ

Ирина ШАПОВАЛОВА, начальник отдела культуры:

- Люди встречаются разные - одни любят себя, другие - бороться с кем-нибудь, а Лариса Евгеньевна Шакун любит людей и жизнь.

Она обладает искрометным умом, веселым нравом и легким характером. Колоритная талантливая актриса - попадание в самую десятку эпохи советской оперетты. У звездной пары Петра Ивановича и Ларисы Евгеньевны - такой же талантливый сын. И к артистам она относится с материнской заботой, так как знает изнутри все муки режиссерского терзания и все тонкости актерской планиды. Зная потенциал каждого артиста и весь репертуар, она является прекрасным режиссером по вводам. Нашему театру повезло, что такой опытный человек занимается такой большой и важной работой.

Александр КАНДАЛИНЦЕВ, солист ТМДК:

- Лариса Евгеньевна - это Профессионал с большой буквы, хотя вместе с тем она очень скромная, добрая и справедливая наставница. Работать под её режиссёрским руководством - одно удовольствием. Это и интересно, и продуктивно одновременно. Не устаешь, испытываешь азарт к работе. В коллективе Ларису Шакун уважают как хорошего человека, надежного друга и товарища.

Яна РУСИНОВА, солистка ТМДК, режиссёр:

- Знаю Ларису Евгеньевну уже 20 лет. Тогда она была прекрасной характерной актрисой, и сегодня она - очень нужный человек в театре. Никто, как она, не умеет работать с молодежью. Как ассистент режиссёра она всегда очень подробно и скрупулезно запоминает режиссерские задачи, а в дальнейшем требует их выполнения от артистов. Еще Лариса Евгеньевна - очень чуткий человек: к ней можно обратиться практически с любой просьбой, и она всегда поможет!

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Культура С театром неразлучна