Тот, кто дарит праздник


Валерия Долганова нет смысла представлять человеку, хоть сколько-нибудь близкому культурной жизни города. Уже трудно различить все ипостаси его многогранной личности: заместитель директора Театра музыки, драмы и комедии по творческим вопросам, режиссер-постановщик, руководитель театральной студии, конферансье, наконец! Кто-то восхищается им, кто-то негодует, кто-то завидует таланту, но равнодушным он не оставляет никого — а не это ли является главным для любого артиста?
Театр начинается с...
Говорят, что хорошим военачальником может стать лишь тот, кто прошел службу с самых низов. Долганов в таком случае может претендовать на звание, как минимум, маршала от культуры. 35 лет назад он начал путь на сцену, будучи выпускником ПТУ в городе невест Иваново. Специализация позволяла быть кино-, радио-, звукотехником, да еще и электриком для полного удовольствия. Все, что есть в театре, было опробовано: работал монтировщиком, оформлял сцену, менял лампочки. Так было, пока он не окончил хореографическую студию при местном ансамбле песни и пляски, где затем семь лет танцевал. Уже потом стал солистом балета, окончил
ГИТИС и Академию профессионального мастерства при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Он стал дипломированным режиссером, начался совсем новый этап.
В наш Театр оперетты Урала он попал в самый нужный момент. Труппа нуждалась в свежем ветре, и, пригласив молодого главного режиссера, начальник отдела культуры Александр Колмогоров и директор театра Глафира Мишланова попали в самую точку. Впрочем, не для всех эксперименты Долганова были приемлемы, и само слово «мюзикл» для ценителей венской оперетты звучало в то время едва ли не кощунственно. Понимание пришло позже.
Тогда же, в 90-х гг., при участии Долганова в театр были приглашены многие ведущие впоследствии актеры, главный дирижер Юрий Соснин создал знаменитый камерный оркестр, а детская театральная студия во главе с заслуженным артистом России Леонидом Житковым стала активно участвовать в творческой жизни театра. Вершиной того периода стали зарубежные гастроли. Артисты ездили в Германию и Польшу — вот где по-достоинству оценили уральский вариант бессмертных мюзиклов Уэббера!
А затем последовал несколько странный период, который можно было бы назвать «молодежным». Режиссер, сделавший так много для коллектива, оказался невостребованным для нового руководства театра. Кто-то в такой ситуации сломался бы на раз. Долганов спокойно перешел на работу с детской студией и создал на ее основе нечто для нашего города небывалое — молодежный театр «Пластилин».
Непотопляемый
Это было время невероятных экспериментов: в подвальчике с крохотной сценой студенты играли пьесы уральского драматурга Василия Сигарева, в ДК УЭХК шли совместные музыкальные спектакли объединения «Колибри-Пластилин». Долганов пробовал себя в театре кукол, в организации городских праздников. Тогда же в его жизнь вошло увлекательное хобби — он стал постоянным конферансье на выступлениях муниципального духового оркестра.
Невозможно ведь совсем потушить свет, накинув на лампу платок, так и талант нельзя упрятать от людских глаз. Долганов постоянно создавал вокруг себя какое-то творческое бурление. То наберет ребят с улицы и с радостными криками «Играем в Бродвей!» ставит в ДК УЭХК «Бременских музыкантов». То представляет в огромном пространстве КСК «Капитана Врунгеля». То везет разновозрастную детвору на фестиваль куда-нибудь в Тюмень и привозит ворох наград — родители умирают от восторга! А уж когда наш любительский коллектив — театр «Пластилин» — стал лауреатом международного фестиваля «Коляда-plays», даже самые рьяные критики прикусили языки.
Его способность создавать праздник для всех и часто, казалось бы, вовсе из ничего, оценили на уровне Администрации округа в 2010 году — пригласили возглавить отдел культуры. Валерий Вадимович признается, что для него это был трудный период — пришлось учиться многому. Но и для всей культуры города в целом это время было весьма непростым: финансирование учреждений урезалось, кругом шла оптимизация. Но он справился: обучение в Университете им. Бориса Ельцина по направлению «государственное и муниципальное управление» дало необходимые знания (да и коллеги в отделе культуры активно помогали начинающему чиновнику). Главное, по мнению Валерия Долганова, тогда удалось сохранить сферу культуры и коллективы творческих работников. Его вклад в развитие культуры и искусства оказался отмеченным на государственном уровне — Валерий Долганов был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры России». И все же он мечтал о творческой работе!
— Я многое понимаю теперь, — признается он. — Например, что быть работником Администрации города — большой труд и ответственность. На своей шкуре познал, насколько это тяжело. Но я верю, что чиновник должен работать во имя человека творческого, а получать аплодисменты должен артист. Это и будет общий успех.
Вот — новый поворот!
Валерий Вадимович вернулся в театр — Театр музыки, драмы и комедии (название — находка самого Долганова, и этот статус уникален). С командой молодых управленцев во главе с директором Максимом Секачевым они начали тяжелый путь преобразований в коллективе, где несколько лет шли нешуточные конфликты. Шаг за шагом восстанавливалось доверие между людьми, постепенно появлялись в репертуаре новые спектакли, возникали свежие идеи работы со зрителем. В результате в театр пришел новый зритель, и публика вернулась! Молодежь интересуется опереттой, а мюзикл перестал смущать старшее поколение. На малой камерной сцене собирает ценителей новизны проект «Читай-театр», там же идут необычные постановки вроде «Трех китайцев» (автор пьесы Николай Коляда, посмотрев спектакль, признался: «Восемь раз посмеялся, девять — поплакал!»). А еще приезжают на постановки столичные режиссеры, проводятся гастроли, участвует наш театр в фестивалях и получает заслуженные награды.
Жизнь Валерия Долганова довольно сильно усложнилась при этом: проводить массу городских мероприятий, ставить спектакли, назначать артистов на роли — голова кругом пойдет от такой жизни! Но, слава Богу, есть семья, да еще и театральная! Супруга Ирина танцует в балете, сын Вадим после довольно продолжительной службы в национальной гвардии вернулся на творческую стезю и сегодня работает вместе со своей женой — артисткой театра драмы Анастасией Катковой — в Екатеринбурге. Им есть о чем поговорить и за что попереживать. А это большое счастье.
Валерия Вадимовича вообще можно назвать человеком счастливым: он идет по пути, который выбрал, уже много лет. Число выпускников детского театра «Пластилин» давно перевалило за тысячу и многие выбрали для себя впоследствии профессию артиста. Он находится в постоянном творческом поиске, и его энергия кажется неиссякаемой. Это ценится городским сообществом, коллегами, руководством города и театра. А еще его поддерживает любящая семья, в которой все — единомышленники.
Он умеет дарить людям праздник. И это — наше достояние!

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Культура Тот, кто дарит праздник