Продолжаем рассказывать о талантливых артистах ТМДК.
В Театре музыки, драмы и комедии нет скучных людей, особыми дарованиями отмечены все — от гримера, художника, артиста оркестра до любимых зрителем солистов. Театр дает каждому возможность раскрыть свои самые интересные творческие грани, порой очень неожиданные. Артистка Елена Кузнецова, чей яркий голос давно полюбился театралам, сегодня занята не только на сцене. Давайте поговорим с ней обо всем подробно!
— Елена, вы начинали свой творческий путь еще в детском музыкальном театре-студии, который действовал при Театре оперетты Урала. То есть с тех пор у вас к нему любовь?
— Да. Детский музыкальный театр создавался, чтобы его воспитанники могли принимать участие в репертуарных спектаклях. Студию возглавил заслуженный артист России Леонид Житков, и после вступительных экзаменов нас, 9-10 летних детей, взяли на обучение: среди них были Евгения Благова, Татьяна Лузина, Екатерина Попова, Татьяна Матвеева и другие, впоследствии связавшие свою судьбу с театром. Это было очень интересно: ежедневно, кроме воскресенья, после школы у нас были занятия — вокал, сольфеджио, хореография, работа с педагогом по речи, ансамбль и так далее.
Спустя два-три года режиссеры театра могли уже задействовать нас в своих постановках. Еще были спектакли, где дети играли основные роли, а такие корифеи, как заслуженные артисты России Валерий Горелов и Вячеслав Сердюков, нам помогали, параллельно обучая тонкостям актерского ремесла. Несколько лет все новогодние кампании игрались именно детьми. И, конечно, мы, пересмотрев весь репертуар театра, часто цитировали наизусть многие спектакли.
— Значит, решение стать артисткой было принято еще в юные годы?
— Нет, я на самом деле металась, потому что много интересного было в жизни помимо театра. Очень привлекали иностранные языки, медицина катастроф, международные отношения, но театр победил. По окончании школы я пробовала разные варианты — работала администратором в театре кукол «Сказ».
Но однажды раздался звонок, и меня, зная по детской студии в ТМДК, пригласили солисткой в труппу. Я поработала более трех лет, поступила в театральный институт на режиссуру, но через полтора года оставила его. Как я в шутку говорю, российский театр лишился еще одного бездарного режиссера! Поняв, что хочу серьезно овладеть профессией, я начала искать своего, как говорится, мастера. Искала в Ярославле, Самаре, Челябинске. И однажды мне повезло познакомиться в Саратове с профессором Владимиром Федосеевым.
— Чем он вас заинтересовал?
— Он очень мудрый, глубокий, и он мог дать мне понимание профессии. Владимир Захарович — ученик руководителя Театра им. Вахтангова, выдающегося театрального деятеля Бориса Захавы. Он безраздельно любил театр. И он сделал из меня не только профессиональную артистку, но научил умению работать в различных условиях, думать, постоянно развиваться.
Я пять лет совмещала учебу в институте с занятиями в консерватории — изучала все, начиная с итальянского языка, фортепиано, и всего, чего не преподают в театральном институте. А свободное время проводила в театрах, пересмотрела все постановки, в том числе МХАТа, БДТ, Ленкома, «Табакерки», поскольку Олег Табаков курировал наш вуз и часто приезжал. Было сложно, но я справилась.
— И после такого блестящего образования почему вы не оказались в столице?
— Так сложились обстоятельства, но я ни о чем не жалею. В Новоуральске очень хороший профессиональный театр с грамотным руководством, город достаточно безопасный и комфортный, прекрасная природа. Когда в 2009 году я вернулась на родную сцену, режиссер Борис Лагода начал вводить меня в свой спектакль «Ночь перед Рождеством», и здесь у меня сразу появилось очень много работы. А в Москве и Санкт-Петербурге я бываю часто, постоянно езжу на курсы повышения квалификации во ВГИК и ГИТИС или приезжаю посмотреть новые постановки столичных театров.
— Параллельно вы стали участвовать в вокальных конкурсах, в том числе международных?
— Это началось еще в годы учебы — Санкт-Петербург, Москва, Сочи… Мастер-классы, фестивали, форумы, знакомства с коллегами и мастерами. Мне посчастливилось попасть на уроки многих мировых певцов, например, Хиблы Герзмавы. Я довольно амбициозный и конкурсный человек. Была во Франции, Италии, несколько раз в Германии. Получала высокие места, выиграла несколько конкурсов, были гран-при — за рубежом всегда ценили русскую классическую музыку. Сама как член жюри различных вокальных конкурсов работаю достаточно давно.
— Что интересного сейчас происходит в вашей творческой жизни?
— Я уже несколько лет совмещаю работу на сцене с обязанностями заведующего труппой театра. Активно изучаю театральный менеджмент, участвую в форумах, смотрю интервью успешных директоров, получила второе высшее образование в московском экономическом университете.
В данный момент в одну из моих обязанностей как заведующего труппой входит планирование репетиционного процесса, регулирование расписания работников творческих цехов, составление документов. Нужно, чтобы театр работал как часы, а жизнь у нас сейчас очень интенсивная и в постановочном, и в гастрольном плане. Порой руководящая работа намного сложнее, чем игра на сцене, — это абсолютно разные сферы, но мне нравятся обе.
— Как при этом удается не выгорать на работе?
— Я расслабляюсь в спортзале или дома с близкими людьми, много читаю, смотрю хорошее кино, пишу. Еще люблю гулять по лесу.
— Сейчас в театре появляется много молодых кадров. Как вы это оцениваете?
— Прекрасно. Для работы в театре, естественно, должны быть разные по возрасту артисты. Старшие коллеги передают опыт молодому поколению, и меня радует, что молодежь старается очень внимательно их слушать.
К примеру, заслуженный артист России Владимир Розин, Азамат Нугуманов или ассистент режиссера Лариса Шакун дают множество советов. Мне нравится, когда я вижу молодых артистов, искренне влюбленных в театр, — мы в театральной студии были именно такими. И когда замечаю эту черту у пришедших в ТМДК после института артистов, очень радуюсь. Значит, театр жив!
Фото из архива Елены КУЗНЕЦОВОЙ




