«...По улице Корнилова наводит ужас на жителей стая больших собак — спасите!». «Во двор дома по улице Чкалова наведывается пара бездомных псов — помогите!»
В редакции участились подобные звонки. Конечно, подсказываем: нужно обратиться в УГХ и оставить заявку. Бродячих животных отлавливают и везут в Первоуральский приют. А что этим бедолагам дальше уготовано? Мы отправились в Первоуральский приют, чтобы оценить условия содержания животных и узнать истории «наших» четвероногих.

Гранты и гектары
Любой приют для бездомных животных можно узнать по собачьему лаю. Здесь нас встретили таким многоголосьем — мама дорогая! Шутка ли, в приюте содержатся 150 собак — от мелкашей до хаски, и даже один алабай.
Прямо при входе в открытом вольере суетятся щенки-подростки. Насчитали шесть штук. Откуда такие? «Отовсюду, — встречает руководитель приюта Юлия Воронина. — Как раз сейчас будем ребятишек кормить!»
В нетерпении малыши скулят и повизгивают. И с радостью начинают поедать жидкую кашку. В рационе у них гречка с рисом и мясным фаршем — вкусно и питательно.
Осматриваемся. Огромная территория в один гектар. По периметру — современные открытые и закрытые вольеры. В центральной части — множество будок (индивидуальное жилье для подопечных). Добротно выстроенные ветеринарный и карантинный блоки, кухня и кладовые.
А вот почти готовая новостройка. «Это стационар для собачек, которые будут поступать с травмами, — рассказывает Юлия. — На постройку вольеров в свое время мы выигрывали гранты. Ветблок, к примеру, построен на президентский грант».
В этом году приюту исполнилось 18 лет. Организации был выделен еще один гектар для освоения, а договор аренды земли с администрацией Первоуральского округа продлен на 49 лет — прекрасный подарок, не правда ли?!

На какие же средства живет приют? На пожертвования волонтеров. И средства от муниципальных контрактов на отлов, стерилизацию и вакцинацию бездомных животных. Подобный контракт заключен и с Новоуральским округом на 2025-й. С начала года с нашей территории отловили около 250 песиков. Где же «наши»?
Спасательная операция
В карантинном блоке — настоящий песий детский сад. В одном из вольеров — 7 щенков разной масти, жмутся друг к дружке и смотрят испуганно. «Эту «банду» отловили и привезли с улицы Корнилова», — рассказывает Юлия.

В соседнем вольере жалобно скулят и просятся на ручки четыре черных комочка. «Малявкам — месяц от роду, отловлены с улицы Комсомольской, — поясняет Юлия. — Всего щенков было шесть, двоих удалось пристроить. А их маманя в ветблоке, уже простерилизована». С мамой малышей мы тоже познакомились: миниатюрная брюнетка, молчаливая и грустная. Как и сама история собачьего семейства.
...Чернушка (назовем ее так) была домашней. Оказалась беременной — хозяева выставили на улицу. Щенков она родила прямо под крыльцом одного из подъездов дома. После сигнала волонтеров была организована целая спасательная операция. Так большое семейство оказалось в приюте.

«Вся беда в том, что хозяева не стерилизуют своих животных, а приплод не знают куда деть, — рассуждает Юлия. — Именно так и появляются неприкаянные бездомыши. А сколько животных мы привозим с ваших сельских территорий — это же целый конвейер! И в основном отлавливаем бывших домашних собачек. Вот о чем надо задуматься — об ответственности! Не могу молчать: хозяева, стерилизуйте своих питомцев, если не хотите их потомство обречь на мучения и страдания. Это гуманнее, чем выбрасывать животных на улицу».
«Невеста» с Бунарки и «товарищ» с Чкалова
В том же ветблоке содержится белая лохматая собачка — привезена с берега Бунарки с собственной свадьбы. По соседству — истощенный песик: хозяева морили голодом — он заболел, наполовину успел облысеть. Благо, в приюте его уже начали лечить.
Идем к уличным вольерам. В одном из них новоуральский «товарищ», отловленный с улицы Чкалова. Если собаки по соседству выражают свою радость и готовность общаться, то «наш» забился в дальний угол будки. «Песика кастрировали и чипировали, — говорит Юлия. — Но он, привыкший к свободе, страдает в неволе. Ведем переговоры с вашими зоозащитниками: выпускать ли его на прежнее место обитания?»

В одном из вольеров с нами здоровается красавец-хаски. Он тоже с новоуральской земли. «Собаки этой породы — наша головная боль, — делится хозяйка приюта. — Люди ведутся на красивых щенков, а из них вырастают крупные собаки, которым постоянно нужно расходовать свою энергию. Хозяева обеспечить моцион не могут, и собака сбегает». Вывод прост — думать, прежде чем заводить животное той или иной породы.

Из приюта — домой!
Первоуральский приют работает в тесном сотрудничестве с волонтерами, которые помогают пристраивать животных. «Без пристроя нам никак нельзя, ведь собаки поступают каждый день со всей Свердловской области», — говорит Юлия. И тут, что называется, пиар в помощь.
Волонтеры готовят трогательные истории о подопечных приюта, которые еженедельно публикуются на страницах «Нейвы». И люди откликаются — приезжают и забирают полюбившихся песиков. Благодаря общим усилиям каждый месяц удается пристраивать от 35 до 60 четвероногих. Так, буквально в минувшую субботу в новоуральскую семью уехал забавный коротколапик Ончи.
Для чего бог их создал?
Итак, как чувствуют себя хвостики в приюте? С одной стороны, грустят. А с другой, живут в тепле, заботе, два раза в день накормлены и по графику выгуляны. Здесь их никто не обижает. Однако ни один приют не заменит собаке дом с любимым хозяином…
Да, теперь мне часто будут сниться эти 150 хвостиков и 300 полных надежды собачьих глаз. Недавно, просматривая паблики про братьев наших меньших, наткнулась на эти строки: «Бог создал домашних животных, чтобы научить людей верности». По-моему, очень глубокая мысль. Подумайте об этом.




