Lifestyle

Lifestyle

«Отец новоуральского спорта»: какое наследство оставил Григорий Завада

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В канун 100-летия со дня рождения Григория Завады «Нейва» собрала воспоминания его родных, коллег и ветеранов спорта.

Григорий Демидович Завада — человек-легенда, с ним связана целая эпоха в жизни Новоуральска. Достойный сын своего времени, он был необходим нашему молодому, растущему городу как воздух.

Возглавив заводской профсоюз (ОЗК-123) в 1963 году, оставался на этом посту 23 года. В этот период для развития массового спорта в Новоуральске он сделал так много, как никто другой. Недаром современники называли его «отцом новоуральского спорта».

Сегодня в городе проводятся турниры и кубки имени Завады. Центральный стадион носит имя Григория Демидовича. Память об этом удивительном человеке живет в сердцах людей.

 

 

 

Татьяна Завада, дочь:

— Что меня всегда удивляло и восхищало в отце, так это его огромное жизнелюбие, оптимизм и любовь к людям. А еще — неравнодушие ко всему, что творилось, в хорошем смысле, в городе. В выходные мы его практически не видели: он все время пропадал на «своих» стройках — их называли «завадниками». Но всегда делился последними успехами.

Для отца на первом месте были спортсмены. Для них наш дом всегда был открыт: часто сидели за чашкой чая и обсуждали околоспортивные проблемы. Конечно, санная трасса была его детищем. Отец очень гордился тем, что благодаря этой трассе удалось поднять престиж страны и утереть нос американцам.

Мне хочется вспомнить молодые годы отца. Родом он с Украины — родился в деревне Вороновка Черниговской области. Перед самой войной, закончив курсы ФЗУ, устроился станочником на Прилукский завод противопожарного оборудования. Было ему в ту пору 16 лет. Когда началась Великая Отечественная, завод перепрофилировали на выпуск военной продукции — минометов и реактивных снарядов для «катюш». В инструментальном цехе отец работал по 12 часов. И ночевал на заводе, обустроив себе уголок в термическом отделении у печи. Вместо кровати — лист железа, вместо подушки — деталь № 1.

Много раз отец просился на фронт. «Здесь тоже фронт!» — отвечали ему. В 1942-м он возглавил комсомольско-молодежную бригаду. А в 1944-м стал первым на заводе станочником-тысячником: придумав какое-то приспособление, выполнил норму на 1000 процентов! Уже в то время ярко проявились организаторские способности и математический ум отца.

 

Свадьба Григория и Людмилы Завада в г. Сумы, 1951 г. 

 

После окончания техникума в Сумах отец получил распределение в Свердловск-44. Сначала приехал один, позднее перевез семью. В домашнем архиве сохранилось письмо, которое он написал нашей маме Людмиле в сентябре 1951 года: его строки наполнены нежностью и любовью. Вместе они были 57 лет, не расставались до самого конца.

Папа устроился в цех 33 УЭХК мастером. И быстро пошел в рост по профсоюзной и партийной линии.

Папа очень хотел жить. И часто напевал свою любимую песню «Я люблю тебя, жизнь!». Любил свою страну и переживал, что СССР распался. В то время, когда его коллеги демонстративно бросали партбилеты на стол, он до конца состоял в партии и оставался убежденным коммунистом.

Незадолго до своего ухода отец попросил принести ему книгу «Повесть о настоящем человеке». Узнав, для кого книга, директор библиотеки подарила ее Григорию Демидовичу. В нашем доме родителями была собрана большая библиотека. Отец любил военные мемуары. Когда себя плохо чувствовал, перечитывал их и повесть о летчике Маресьеве, черпая в непридуманных историях силу духа. Порой в доме брался за тяжелую не по годам работу. «Тебе трудно, оставь!» — просили мы его. «Я же советский человек!» — отвечал отец.

 

 

Александр Завада, сын:

— Отец остался в моей памяти как человек слова и дела. По характеру он был деятельным, трудолюбивым. А еще — справедливым и честным. Благами и льготами не злоупотреблял, наоборот — заботился о работниках комбината, и прежде всего о спортсменах, называл их своими детьми.

Ярко помнится один эпизод, как я в 1970-м устраивался на объект 17 комбината. В то время была традиция: с молодыми специалистами знакомится и напутствует директор УЭХК. Нас, человек девять, принимает сам Савчук. Когда очередь дошла до меня, Андрей Иосифович пожал мне руку со словами: «Держи планку так же высоко, как твой отец!» И я работал так, чтобы не бросить тень на председателя завкома.

Отец тяготел к спорту, находился в постоянном движении. В каждом дворе тогда были спортплощадки с натянутыми сетками. Вечерами после работы здесь собирались любители волейбола, играли до самой темноты. Среди поклонников «домашнего» волейбола был и мой отец. Он и нас с сестрой приобщил к спорту. Приветствовал, когда я увлекся лыжами. «Это правильно!» — говорил он.

В свое время отец увлекался фотографией. Был у него старенький «ФЭД». Эта магия проявления пленки и фотопечати в темноте ванной! В это таинство были посвящены и мы, еще будучи детьми. Помнится и то, как летом вместе с отцом отправлялись за грибами и ягодами, причем до Черного мыса добирались на лодке.

Папа обожал играть в шахматы. За партией мог просидеть несколько часов кряду. Его напарниками обычно выступали друг Виктор Корноухов и сосед — дядя Миша Раздобудько.

В доме всегда была свежая пресса: отец следил за событиями в стране и мире, особенно это касалось спортивной кухни в родном «атомном» министерстве.

Как председатель завкома отец все время был на связи и оставался включенным в рабочий процесс. Бывало, работаем в саду, а наш участок находился рядом с КПП, то и дело кричат: «Григорий Демидович, вас к телефону!» К слову, здесь вместе с отцом мы построили двухэтажный дом. А в 70 лет он затеял новостройку на даче в Мурзинке. Так что для меня отец — пример работоспособности и силы воли. Он никогда не знал, что такое лень и уныние.

 

 

Станислав Чернобровкин, мастер спорта по биатлону:

— Для меня Григорий Демидович — Человек с большой буквы. Он всем сердцем радел за спорт, трепетно относился к нам, спортсменам. Это ему мы обязаны нашими достижениями.

Ведь многие сооружения для тренировок построены в городе благодаря его инициативе на субботниках-«завадниках».

Помню, как в 70-е годы мы трудились на строительстве стрелкового тира и манежа. Манеж для легкоатлетов — мечта! В Свердловске такой появился. Завада сказал: «Мы построим свой, и не хуже!» Достал где-то проект. И затеял народную стройку.

Санная трасса в «Зеленом мысу» — просто песня! ...Приближается зимняя Олимпиада в Лейк-Плэсиде, а нашим саночникам тренироваться негде. Завада убедил директора комбината Савчука, что мы сможем построить свою санную трассу, причем по мировым стандартам. «Слава, завтра отменяй тренировку — поедем на субботник брусья таскать!» — сказал Завада.

В «Зеленый мыс» на двух автобусах доставили добровольцев. Зима, холод и гора брусьев, которые нужно занести вверх на 500 метров. Добровольцы стонут: «Григорий Демидович, тут трактор нужен...» «Кончай роптать, делай как я!» — с этими словами Завада похватывает два бруса по 6 метров и несет в гору. Все — за ним.

Правда, после такого трудового подвига наш председатель попал в больницу с бронхитом. Но не унывал, ведь дело было сделано: трасса построена, советская сборная провела у нас тренировочные сборы. А Вера Зозуля на той Олимпиаде, в 1980-м, завоевала золото! Значит, игра стоила свеч.

Отдельная история — стрельбище для биатлонистов. Пока его не было, мы тренировались в районе «Висячего камня», развешивая мишени на вековых соснах… Решили, что лучше «Зеленого мыса» места для стрельбища не найти. Проект Завада позаимствовал у коллег в Кировочепецке. Из цеха 37 прислали самого опытного бульдозериста — он в течение месяца подготовил площадку. По просьбе Завады в цехе 33 срочно изготовили 15 стендов для стрельбы. А биатлонисты, прибывшие на очередной субботник, их установили.

Красота! Но во время дождей укрыться негде… Решено было строить дом на «ногах», на 4-метровых опорах. За лето в ходе «завадников» появился красавец-дом в австрийском стиле.

Правда, нашлись «доброжелатели» и сожгли его. Мы всей молодежной командой плакали… Звоню Заваде. После долгого молчания говорит: «Не беда — будем строить новый, каменный». И построили. Для Григория Демидовича и невозможное было возможным. Выручали его смекалка и пробивной характер.

 

 

Альфред Аршинов, ветеран УЭХК, в свое время — директор завода фильтров (объекта 58):

— Одна из главных заслуг Завады — в закрытом Новоуральске он вывел спорт на новую высоту. Он видел потенциал того или иного спортсмена и часто просил: «Надо взять на работу — это будущий чемпион!» И действительно, в свое время у меня на объекте 58 работали мастера спорта по самым разным видам. Я понимал, как тяжело спортсменам совмещать тренировки с основной работой, и всегда шел навстречу. А, приезжая с соревнований, чемпионы трудились с удвоенной энергией.

Заводила Завада во всем подавал пример. Он стал одним из инициаторов утренних волейбольных баталий, когда в 6 утра на площадке за «Дельфином» собирались две команды руководителей — Савчука и Завады. Для игроков это была и зарядка, и разрядка перед рабочим днем.

Вообще, Григорий Демидович — это целая эпоха в профсоюзной жизни комбината. Он из той плеяды государственных умов, которые мыслили широко и масштабно. Можно сказать, на УЭХК было две глыбы — директор Андрей Савчук и Григорий Завада, они работали в тандеме, дополняя один другого. Если Андрей Иосифович рулил производственными вопросами, внедряя все передовое, то Завада — социальными. Это при Заваде значительно расширился социальный пакет и оперативнее стали решаться вопросы с жильем для работников комбината.

 

 

Геннадий Кобылинский, ветеран УЭХК, в своё время — замдиректора УЭХК по общим вопросам:

— Мне посчастливилось познакомиться с Григорием Демидовичем в 1969 году, с первых дней моей работы на комбинате. В то время я выступал в составе сборной города по баскетболу. Как правило, перед крупными соревнованиями нас собирал Завада и давал добрые напутствия, что налагало на нас дополнительную ответственность.

Он не жалел времени на общение с молодежью. Много сил положил на развитие спорта. Это при его активном участии около дворца спорта «Дельфин» появились первые открытые площадки с деревянным настилом — баскетбольная и волейбольная, а в наших пионерских лагерях — спортивная инфраструктура. Считал, что детей нужно увлекать спортом.

Плотное сотрудничество с Григорием Демидовичем завязалось с середины 70-х, когда я работал замначальника отдела кадров. Вместе мы работали над подготовкой Дней труда комбината. Праздники всегда проходили с размахом. В заботе о культурном досуге работников Завада помогал организовывать встречи с артистами, музыкантами, деятелями искусства — для нашего закрытого города каждая такая встреча становилась событием. Да, Григорий Демидович умел претворять в жизнь любую задумку.

Он любил людей, бывая в цехах, запросто беседовал с рабочими и независимо от табели о рангах внимательно относился к их просьбам. Не случайно его называли народным руководителем. …Бывало, заходишь в его кабинет ранним утром, а он уже по телефону «рулит»! Напрямую выходил на руководителей подразделений и находил такие аргументы, что любой вопрос решался без бумажной волокиты.

Завада — это личность! Работать председателем завкома атомного комбината без огонька, без души невозможно. Для нас, молодых, он был образцом для подражания. Мы учились у него подходу к людям, умению решать нестандартные задачи. Нам повезло, что много лет у руля профсоюза стоял такой руководитель — обаятельный, умный, энергичный, талантливый, проявляющий заботу о людях. Они ему доверяли. А это высшая оценка Григория Демидовича как профессионала.

Спецпроекты «Нейвы»

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ С НЕЙВОЙ

ГАУП СО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "НЕЙВА"

ЧИТАТЕЛЯМ И ПОДПИСЧИКАМ

Будьте на связи с "Нейвой"

Средство массовой информации (сетевое издание): NEYVA-NEWS.RU, 12+ Учредитель (соучредители) СМИ: Государственное автономное учреждение печати Свердловской области «Редакция газеты «Нейва» Главный редактор: Стрельцова Е.В. Эл. почта: neyva2004@mail.ru Телефон: 9-79-28 Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ЭЛ № ФСС77-81766 от 27 августа 2021 года

Поиск