Вспоминаем «забытые истории» с новым проектом газеты «Нейвы».
Знаете ли вы, что в Новоуральске был свой «БАМ»? Так жители назвали строительство Большой аятской магистрали — водовода от озера Аятского до Верх-Нейвинского пруда. А началась эта история в 1976 году… О ней нам напомнила почетный гражданин города Регина Преображенская: в ее домашнем архиве сохранился ряд фотографий того исторического этапа.
В то время супруг Регины Преображенской Анатолий Аркадьевич работал заместителем главного энергетика УЭХК и оказался причастен к этому большому проекту. Кроме того, фактическим материалом поделились Новоуральский историко-краеведческий музей и краевед Элла Подгорнова. И вот она — та самая «забытая история».
В 1974-1976 годах на Урале летние месяцы выдались очень жаркими. В Верх-Нейвинском пруду уровень воды понизился более чем на два метра. Вода ушла от берегов на 30-100 метров. Свердловск качнул тогда из озера Таватуй 35 миллионов кубических метров воды.
Город и комбинат питались водой из Верх-Нейвинского пруда. Уральский электрохимический комбинат без воды оставить нельзя: вода была необходима для охлаждения основного оборудования.

Решение принято
Директор УЭХК Андрей Савчук поставил вопрос перед ЦК КПСС и Советом Министров СССР о строительстве водовода из Аятского озера в Верх-Нейвинский пруд. Решение было принято.
Координацию всех работ взяло на себя Министерство среднего машиностроения во главе с первым заместителем министра Н. Семёновым. Генподрядчиком выступило Среднеуральское управление строительства (СУС) под руководством Всеволода Опарина, заказчиком — Уральский электрохимический комбинат под руководством Андрея Савчука.
Партийный штаб города по строительству водовода с озера Аятского возглавил Вадим Волков, в то время — старший инженер СМУ-1. Главный инженер Управления механизации СУС Игорь Лысков участвовал в обеспечении строительства водовода. Выездные оперативные совещания на объекте проводили лично Савчук и Опарин.
Проектировщики были приглашены из Ленинграда. Многие специалисты, участвовавшие в проекте, приехали из Озерска, из треста «Гидромонтаж». Так как работы велись под контролем министерства, оперативно была прислана вся необходимая техника: бульдозеры, трубоукладчики, автокраны.
Через болота и топи...
Сложность работ заключалась в том, что водовод нужно было прокладывать через сосновый лес, болота и топи. Трасса прокладывалась через болота, потому что более подходящего питьевого водоёма поблизости от Свердловска-44 не было.
Кроме водовода необходимо было поставить на берегу Аятского озера насосную станцию и устроить водозабор. Дорога к водоёму отсутствовала, поэтому специалисты приняли инженерное решение: трубы варить на противоположном берегу, а затем доставлять по воде буксиром.
Правда, не все было просто. Строителям приходилось ломать головы над тем, как перевезти трубы через заиленные и заболоченные участки. Трубовозы приходилось таскать с места на место бульдозерами. А на ряде участков для проезда тяжелой техники устраивали слани — пакеты сваренных между собой труб, которые укладывали на заболоченных местах, что не позволяло увязнуть тяжёлой технике.

22 километра — длина Аятского водовода
Методом народной стройки
Но первое, что надо было сделать — это вырубить лес: без этого прокладку труб начинать было нельзя. Рабочих рук не хватало, и жителей города призвали принять участие в ударной стройке. Ежедневно более сотни человек выходило на трассу для вырубки и уборки сваленных деревьев. Строители отсыпали дороги по просеке со стороны Новоуральска, высушивали болота, строили ЛЭП для насосной береговой станции. Летом 1976 года был подготовлен первый участок под монтаж трубопровода.
Трасса была проложена за шесть месяцев, несколько больше времени ушло на сопутствующие монтажно-строительные работы.
В сентябре 1977 года — к поставленному сроку — вода пошла по водоводу. Водовод стал спасением для города и комбината. И до сих пор Верх-Нейвинский пруд подпитывается водой из Аятского озера.
Внутри канала проложены трубы, по ним бежит вода, а в одном месте (недалеко от впадения в Верх-Нейвинский пруд) труб нет, и вода идет просто по вырытому каналу. Вода из канала поступает в Первую речку, а оттуда — в Верх-Нейвинский пруд.
Фото из домашнего архива Р. Преображенской



