Взрослые дети войны

Взрослые дети войны

Нина Кушева: «Война закончилась, а жизнь в деревне легче не стала»

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Как и родителям, нашему поколению детей войны выпало немало испытаний — мы пережили и лишения, и голод», — говорит ветеран УЭХК Нина Кушева. Сегодня Нине Николаевне — 89 лет. Когда началась Великая Отечественная, ей было 5 годочков, брату Владимиру — 7. Память в подробностях сохранила воспоминания о тех грозных днях.

 

Ушли отцы воевать

До войны семья Неустроевых жила в деревне Талица Сухоложского района. До районного центра — 30 километров. В деревне — ни дорог, ни радио, ни электричества. Мать Лукерья Степановна трудилась в колхозе, отец Николай Михайлович работал председателем колхоза. Это он, вечером придя с работы, сообщил печальную весть: «Война началась...»

«Наутро в деревню пришел черный «воронок», всех мужчин собрали у сельсовета — даже страшно рассказывать, — переводит дух Нина Николаевна. — На сборы мужикам дали три дня. А в назначенный день запрягли в повозки лошадей, повесили колокольчики, и отправились наши отцы воевать. Из пяти десятков шесть стариков на всю деревню осталось. А вернулись с той войны человек пять...»

 

 

Российская деревня в годы войны держалась и выживала на женских плечах. У матери Нины на руках осталось трое иждивенцев: двое малолетних детей и папина мама. Сама Лукерья Степановна с утра до ночи надрывалась на колхозных полях: тогда бороны таскали, косили и молотили — все вручную.

А еще надо было свой огород обрабатывать — соток 40, да за скотиной ходить. В личном хозяйстве держали корову, свиней, курочек. Дети, как могли, помогали. Да только и молоко, и яйца, и мясо — все забирало государство под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!»

«Для семьи ничего не оставалось, — вспоминает Нина Кушева. — На крапиве с лебедой мы с братом выросли. Весной с нетерпением ждали, когда зелень появится. Бывало, мама кричит: «Нина, иди нарви крапивы!» Нарубит ее в корыте, в кастрюлю с водой чуток молочка плеснет, крапиву заварит — вот тебе и похлебка на целый день. Так и жили».

 

Когда кончилась война...

...Нина училась во втором классе. Она отчетливо помнит тот день — 9 Мая 1945 года… «В разгар урока в класс зашла директор школы Евгения Максимовна. Ну, думаем, ругаться будет… А она тихо так говорит: «Дети, положите ручки и встаньте». А у самой слезы по щекам текут. Ее муж погиб на фронте, осталось двое маленьких ребят. Она и жила при школе. «Дети, закончилась война. Берите сумочки, идите домой», — услышали мы и всем классом закричали: «Ура!»

Вечером начальство из района приехало. У здания сельсовета выставили стол, накрыли его красной скатертью, поставили графин с водой — все как полагается перед большим собранием. Когда собралась вся деревня, официально объявили об окончании войны».

В семье очень-очень ждали возвращения фронтовика и кормильца. Отец лежал в госпитале и пришел домой только в июне 1945-го — «весь раненный-перераненный и заштопанный». После войны он прожил всего четыре года...

 

Степан Неустроев — семейный герой

Вернулся с фронта в родную Талицу и дядя Нины — Степан Андреевич Неустроев. Послушать о военных подвигах Героя Советского Союза собирались всей деревней. Женщины, слушая его рассказы, плакали, нет-нет, да и спросят: Степка, а ты там не видел моего Ивана, моего Максима?.. «Да где — там народу миллионы...» — разводил руками героический фронтовик.

Имя Степана Неустроева останется в анналах истории: «В апреле-мае 1945 года батальон под командованием капитана С. Неустроева штурмовал рейхстаг в Берлине. Во втором часу ночи на 1 мая разведчики батальона М. Егоров и М. Кантария водрузили над рейхстагом знамя Победы».

У Нины Кушевой в домашнем архиве как реликвии хранятся фотография и памятный адрес семейного героя. «Помню, Степан Андреевич рассказывал, как девять суток бились наши, прорываясь к рейхстагу, — от здания к зданию, через подвалы и чердаки. А как знамя водрузили — сразу объявили: конец войне! Так немцы озверели — отступая, все жгли на своем пути».

Такие вот непридуманные страницы отечественной истории — и трагичные, и победные — от нашего земляка. После демобилизации Степан Неустроев жил в Новоуральске, работал на УЭХК.

«Мы голодали...»

Война закончилась. А жизнь в деревне легче не стала: крестьян снова обложили натуральным налогом — они обязаны были сдавать государству зерно, рис, мясо, молоко, шерсть, яйца, картофель и другие сельскохозяйственные продукты. Причем мясо и яйца сдавались независимо от наличия в хозяйстве скота или птицы…

«Году в 1948-м случилось дождливое лето, — вспоминает наша героиня. — Каждый день поливало — в огороде ничего не уродилось, и картошка вся сгнила. Мы голодали… Следующим летом ударила засуха — все посевы сгорели, и картошка — как горох».

Урал словно испытывал крестьян на прочность. Без отца-кормильца семье приходилось совсем туго. Денег в колхозе не платили — маме засчитывали трудодни. «Ни одеть, ни обуть было нечего, и в сельском магазинчике купить не на что, — сокрушается Нина Николаевна. — И чтобы поехать учиться, денег в семье не было». Поэтому, закончив семь классов, Нина пошла работать в колхоз. Но всегда мечтала вырваться из этого заколдованного круга.

 

 

Вырваться из колхоза

С первым мужем Нина познакомилась в клубе. Через год Николай приехал свататься. Несмотря на то, что у жениха был крутой нрав, девушка согласилась. «Лишь бы уехать из колхоза!» — призналась она матери. Молодые расписались, и в 1953 году Николай перевез свою избранницу в Свердловск-44. Нине было всего 18 лет! Она по сути получила путевку в новую жизнь.

Вслед за мужем устроилась на УЭХК: он работал в цехе 19, она — в цехе 54 электрокарщицей. Вскоре появился их первенец Владимир.

«В 1954 году цех строился с нуля. Ни столовой, ни раздевалки. Обедали тем, что из дома принесем, переодевались в подвальном помещении, — вспоминает ветеран. — На строящейся проходной стояли чекисты, пускали только по пропускам. Помню свой номер — 538. Проверяли сумочки — можно было пронести только расческу, ключи и помаду. Зато, когда построили столовую, мы сразу спецпитание и молоко начали получать».

 

Счастливых 40 лет

Строился наш молодой город. Вот и Нина Николаевна построила новую семью с Леонидом. К тому времени Нина с сыном жили в 20-метровой комнате в коммуналке. С подружками отправилась в театр на цеховой вечер по случаю 7 ноября. К празднику сама сшила красивое голубое платье, купила туфельки на каблучке. Леониду хватило одного взгляда, чтобы понять: она — его судьба!

Вместе они прожили 40 счастливых лет. Вот в этой небольшой, но солнечной квартирке по Парковому проезду рос их сын Виктор. Здесь они радовались появлению внуков. В этом доме тепло и уютно от обилия рукодельных вещей: руками Нины Николаевны вышиты картины, подушки, стену украшает домотканый ковер, гостям она предлагает яркие вязаные тапочки.

«Быстро годы пролетели, — роняет Нина Кушева. — Многое пережито — и холод, и голод. Уже 28 лет как нет моего Леонида. И всех своих подружек я пережила. Летом 90-летие буду отмечать. Пенсия у меня — грех жаловаться, в магазинах все есть. Так что жить сейчас можно».

Проект «Взрослые дети войны»

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ С НЕЙВОЙ

ГАУП СО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "НЕЙВА"

ЧИТАТЕЛЯМ И ПОДПИСЧИКАМ

Будьте на связи с "Нейвой"

Средство массовой информации (сетевое издание): NEYVA-NEWS.RU, 12+ Учредитель (соучредители) СМИ: Государственное автономное учреждение печати Свердловской области «Редакция газеты «Нейва» Главный редактор: Стрельцова Е.В. Эл. почта: neyva2004@mail.ru Телефон: 9-79-28 Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ЭЛ № ФСС77-81766 от 27 августа 2021 года

Поиск